В возрастной группе 44-60 лет 47% мужчин и 66% женщин оценили собственное здоровье как «хорошее» (р<0,05). Особенностью самооценки здоровья респондентов данной возрастной группы были более высокие уровни субъективной оценки здоровья у женщин, по сравнению с мужчинами: около 2% женщин субъективно оценили собственное здоровье как «отличное»; доля женщин, оценивших здоровье как «посредственное» была в два раза меньше по сравнению с мужчинами (32% против 17%; р<0,05).
В группе пожилых людей (старше 61 года) также были установлены гендерные особенности распределения самооценки здоровья респондентами. Так, половина опрошенных мужчин оценили собственное здоровье как «хорошо», что было в три раза больше по сравнению с женщинами (53% против 18%, р<0,01). У женщин, напротив, на 17 % была больше доля тех, кто оценил собственное здоровье как «посредственное». Почти каждая пятая женщина данного возраста считает собственное здоровье «плохим», в то время как ни один мужчина не дал такой оценки. Высокие оценки здоровья («отличное» и «очень хорошо») отсутствовали как у мужчин, так и у женщин.
В период пандемии рекомендуется избежать начала приема тиопурина или увеличения дозы, что позволит пациентам избежать потенциальных побочных эффектов. Если пациент находится в контакте с человеком COVID-19, необходимо рассмотреть возможность временного отказа от приема тиопурина на 2 недели. Если у пациента положительный результат теста на SARS-CoV-2 и/или у него развивается COVID-19, возможно рекомендовать временное прекращение приема тиопурина до тех пор, пока пациент не избавится от инфекции.
Независимо от периода жизненного цикла, необходимо повышать самооценку здоровья путем оптимизации социальной среды, введения основ здорового образа жизни (в частности, разные формы самореализации, регулярные занятия физической культурой и спортом оптимальной интенсивности, фитнесс, йога и т.д.). Ведь неадекватная самооценка собственного здоровья может изменить поведение человека в негативную сторону, привести к здоровью разрушительных или девиантных форм поведения.