Антитела к фосфолипидам

Антифосфолипидные антитела – группа иммунных белков, которые вырабатываются против собственных фосфолипидов организма. Анализ на антитела к фосфолипидам используется в диагностике аутоиммунных заболеваний, для выяснения причин невынашивания беременности, при тромбозах в молодом возрасте.

Фосфолипиды являют собой структурные компоненты клеточных мембран. Они участвуют в функционировании тромбоцитов и свертывании крови. При появлении антифосфолипидных антител может нарушиться процесс образования тромбов – результатом становятся инсульты, инфаркты, выкидыши.

Антитела к фосфолипидам четко ассоциируются с пониженным уровнем тромбоцитов в крови (тромбоцитопенией), а также невынашиванием беременности (второй и третий триместр), преэклампсией или преждевременными родами. Антифосфолипидные аутоантитела обнаруживаются при ряде заболеваний:

• Аутоиммунные заболевания: СКВ, системная склеродермия, ревматоидный артрит
• Инфекции: вирус иммунодефицита человека, инфекционный мононуклеоз, краснуха
• Онкозаболевания: лейкозы, лимфомы, солидные опухоли (кишечника, легких)
• Прием лекарств: прокаинамид, оральные контрацептивы, фенотиазины

Присутствие антифосфолипидных аутоантител в крови бывает кратковременным явлением, которое приходит и уходит без очевидных причин и признаков заболевания.

Антифосфолипидный синдром (синдром Хьюза) – комплекс симптомов, связанных с гиперкоагуляцией и выработкой аутоантител к фосфолипидам. При антифосфолипидном синдроме образуются многочисленные тромбы, приводящие к осложнениям беременности, инфарктам, инсультам, ТЭЛА.

Выделяют первичный АФС, развивающийся без видимой причины, и вторичный АФС, обусловленный аутоиммунным заболеванием – например, системной красной волчанкой (СКВ).

Анализ на антитела к фосфолипидам: подготовка и выполнение

14-й Международный конгресс по антифосфолипидным аутоантителам (2014) постановил, что для диагностики АФС следует одновременно назначать три лабораторных исследования:

• Анализ на аутоантитела к кардиолипину
• Анализ на аутоантитела к бета-2-гликопротеину
• Анализ на волчаночный антикоагулянт

Перечисленные исследования нужно рекомендовать женщинам с неоднократными осложнениями беременности, а также пациентам с тромботическими эпизодами в молодом возрасте.

Все эти и многие другие анализы доступны в медицинском центре «Пульс» (Отрадное).

Если у пациента с аутоиммунным заболеванием анализы на антифосфолипидные антитела отрицательные, врач может рекомендовать для контроля повторные исследования с определенным интервалом.

Биологический материал на антитела: венозная кровь (сыворотка).

Исследование количественное (ЕД/мл); срок выполнения 1-3 календарных дня.

Перед анализом на антитела к фосфолипидам отменяют гепарин!

Интерпретация результатов:

• Умеренное количество аутоантител: прием некоторых препаратов, инфекционные заболевания. Необходимо более тщательное медицинское обследование.
• Высокое количество аутоантител, сохраняющееся при повторных анализах: позволяет врачу говорить об АФС, повышенном риске тромбозов и осложнений беременности.

Интерпретация анализа на антитела к фосфолипидам – исключительно сложная задача, которую необходимо доверять только своему лечащему врачу. Не занимайтесь самостоятельной постановкой диагноза! Запись на консультацию по телефону 8 (800) 555 76 03.