Прогестерон и эстроген: какова функция гормонов в женском организме?

Нужна дополнительная информация?
Не нашли ответ на свой вопрос?
Оставьте заявку и наши специалисты проконсультируют вас.

Гормоны в организме женщины играют огромную роль. Их работа тесно связана с репродуктивной системой женщины. От правильного ее функционирования зависит здоровье, способность родить детей. Гормоны вырабатываются железами внутренней секреции и влияют на обменные процессы в организме. Выделяют два основных вида женских половых гормонов – прогестерон и эстроген. Что же они собой представляют и какова их основная функция?

Прогестерон

Основное его назначение – подготовить организм женщины к возможной беременности и вынашиванию ребенка. Данный гормон вырабатывает так называемое желтое тело. Оно появляется вместо фолликула после овуляции.

Основные функции прогестерона:

• остановка критических дней при наступлении беременности;
  • стимуляция роста матки;
  • помогает яйцеклетке закрепиться внутри матки;
  • не дает матке сокращаться;
  • повышает давление;
  • увеличивает количество кожного сала;
  • принимает участие в развитии тканей.

Если в организме нарушается выработка прогестерона, возможны такие симптомы:

• нерегулярные месячные;
  • болезненные ощущения в груди;
  • резкие смены настроения, раздражительность;
  • урчание в животе;
  • появление кровотечений вне месячных;
  • снижение активности.

При беременности количество прогестерона может быть несколько увеличено, но это считается нормальным. Низкое количество гормона бывает при наличии воспалительных процессов в женских половых органах. Если наблюдаются подобные признаки, не следует ждать и заниматься самолечением, а нужно обратиться к лечащему доктору (эндокринологу), сдать необходимые анализы для установления причин нарушения деятельности гормона и дальнейшего лечения.

Эстроген

Эстроген – это гормон, который влияет не только на правильную работу репродуктивной системы женщины, но и на состояние кожи, фигуру (при нормальном его количестве кожа красивая, нежная, без раздражений). Кроме этого, он препятствует закупорке сосудов, действует на обменные процессы, формирование ткани костей. Различают несколько разновидностей эстрогена: эстрадиол, эстрол, эстриол.

Первый – наиболее активный. Присутствует в составе оральных контрацептивов. Если в организме его недостаточно, то женщинам назначают уколы с данным гормоном.

Правильная работа эстрола важна для нормального развития матки, формирования вторичных половых признаков у женщин.

Эстриол происходит из двух других видов. При наступлении беременности и дальнейшем вынашивании малыша его количество может стать больше, но это не будет являться нарушением.

Работа эстрогена имеет важное значение в подростковом возрасте. Его малое количестве в организме стает причиной плохого развития половых органов, груди, нарушений менструального цикла.

Повышенная утомляемость, раздражительность, нервозность, плохой сон, различные высыпания на поверхности кожи – симптомы неправильной деятельности эстрогена в организме взрослых женщин.

В большинстве случаев бывает слишком высокий уровень эстрогена. Главными признаками этого являются:

• лишний вес;
  • ощущение тошноты;
  • холодные стопы и руки;
  • выпадение волос.

Для нормализации работы данного гормона доктора назначают специальные лекарственные средства. Иногда при недостаточном его уровне можно употреблять отдельные продукты (кофе, молочку, баклажаны, морковь), а также витамин Е, гормональные препараты.

Прогестерон и эстроген – одни из важнейших гормонов в организме женщин. Неправильное их функционирование влияет на деятельность многих систем организма (прежде всего, репродуктивной, сердечно-сосудистой, нервной). При обнаружении симптомов нарушенной их работы нужно обязательно консультироваться с врачом, чтобы не запустить процесс и начать правильное лечение.

Полезные статьи: